Мезенская роспись
Мезенская роспись отличается
от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире
древних людей. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на
берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской
росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно
мужчинами.
В конце XIX века в селе Палощелье на
берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы:
туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.
Роспись отличает скупость
цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками,
а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой и
оно приобретало золотистый цвет.
Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно
интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца,
воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является
древним способом письма. |
|
Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в
древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим
народам мира. Круговые и крестообразные знаки - символы огня, древние обереги. |
|
Птицы и животные имеют дополнительные значения в
бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий
культ). |
|
Конь дополнительно несет солнечное значение. По
верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. |
|
Образ птицы в фольклоре имеет особое значение.
Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она
уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь
связан с стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство. |
|
В создании страницы использован материал из книги "Народные росписи русского севера" авторы Г.А. Поровская и др.
В целом, говоря о росписи, хочется особо
отметить, что каждая вещь - это пожелание добра, успеха, счастья. Возможно, по
этой причине роспись никогда не уйдет из обращения. Нельзя заменить ручную
работу, сделанную с душой, на промышленную штамповку.